Образовательная программа разработана коллективом учителей основной ступени МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №3», рассмотрена на заседании Управляющего совета школы «3 сентября»_ 2012 года, принята на заседании педагогического совета ( протокол №1 от 7 сентября 2012 года). В связи с принятием закона «Об образовании» — ФЗ – 273 в основную образовательную программу начального и основного общего образования отражены основные пункты закона (апрель, 2014г). В 2015 году в данную программу внесены изменения в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренным Федеральным научно — методическим объединением 8 апреля 2015 года, а также Приказом Министерства образования и науки РФ №1644 от 29 декабря 2014 года « О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897»
Нормативно — правовое обеспечение
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010г. Пр.-271.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. года).
Требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»;
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. № 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(зарегистрировано в Минюсте РФ 03 марта 2011 г. № 19993)
Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.»;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена 28.02.2011 г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Письмо Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 №03-255 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов].— М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).— ISBN 978 5 09 019043 5
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная федеральным научно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) РФ 8 апреля 2015 года///http://edu.crowdexpert.ru/
Приказ Министерства образования и науки РФ №1644 от 29 декабря 2014 года « О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253″ (С изменениями на 26 января 2016 года)
Устав МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №3».
- Цели и задачи освоения ООП ООО
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в педагогическом сообществе актуальным становится пересмотр многих ориентиров.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
— достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования, а также в соответствии с образовательным пространством школы направлены на формирование политехнической компетентности, нацеленной на подготовку будущих научных и инженерно-технических кадров, предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ через реализацию индивидуальных учебных планов, рабочих программ, гибкую систему оценки качества результатов ФГОС, студийно-клубное пространство проб;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
— реализация интегративной модели политехнической школы для освоения учащимися основ научно-технического творчества, формирования и развития познавательного интереса учащихся к техническому творчеству, выдвижения и реализации в научных исследованиях творческих идей и создания научных работ и проектов.
— создание условий для развития у обучающихся интересов к сфере политехнического образования, развитие проективного мышления,
— создание условий для формирования политехнической компетентности учащихся,
— выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов.
— создание условий для качественного обучения детей с ОВЗ
Новые условия образовательной среды, обновление образовательных стандартов требуют: «Каждый ученик должен получить возможность раскрыть свои способности. Должен быть готовым к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Уметь самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь творчески реагировать на разные жизненные ситуации».
Поэтому на данном этапе развития процессы обновления образовательного пространства школы направлены на формирование политехнической компетентности, нацеленной на подготовку будущих научных и инженерно-технических кадров, заключающейся в:
— создании среды инженерно-технического образования на основе действия студий технического конструирования, авиамоделирования, ТИКО-конструирования(1-2 кл), конструирования и моделирования (3-4 класс), расширения содержания образовательных программ, разработки метапредметных спецкурсов (архитектурная геометрия, наглядная геометрия, математическое моделирование, проектно-исследовательская деятельность по химии, проектно- исследовательская деятельность по биологии, проектно-исследовательская деятельность «Улицы нашего поселка», Робототехника),
— повышении эффективности учебно-воспитательного процесса через создание воспитывающей здоровьеразвивающей образовательной среды, совершенствование профессионализма учителей и внедрение новых образовательных технологий,
— предоставлении широкого спектра дополнительного образования, направленного на творческое развитие учащихся, приобщение к ценностям культуры и искусства, формирование осознанного профессионального выбора, отвечающего мировым тенденциям развития науки и техники и востребованного социально- экономическим развитием страны, края, округа;
— расширении возможностей открытого образовательного пространства с целью повышения наукоемкости образовательной среды школы на основе партнерства с ЗабГУ, ЦДЮТТ и с другими учреждениями дополнительного образования,
— организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— повышении эффективности образовательного процесса через выше указанную образовательную среду, совершенствование профессионализма учителей и внедрение новых образовательных технологий,
— обеспечении активной общественной позиции участников образовательного процесса через участие в защите проектов с привлечением общественности, в конкурсе иных социальных проектов, проводимых на уровне ГО «Поселок Агинское», края и России, а также через качественную организацию Школьного самоуправления.
В 2012-2013 учебном году образовательную деятельность в общеобразовательном учреждении осуществляют 40 педагогов, средний возраст которых составляет 42 года. Из них 5 педагогов имеют звание «Почетный работник общего образования». 2 педагога имеют Почетную грамоту министерства образования и науки РФ. С 2010 года школу возглавляет Батуев Дамдин Баторович. Заместителями директора работают: по научно- методической работе Ринчинова Ц.Б.; по учебно-воспитательной работе — Дамдинова Т.Г.; по воспитательной работе — Санжиева Т.А.
В целях реализации основных направлений современной модели образования и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» педагогами школы смоделированы обновленные результаты учащихся на ступенях школьного образования и оптимизированы реальные модели результатов на выходе. В проблемных группах определена система мер на достижение результатов, проведено согласование управленческих позиций. Спроектирован комплекс педагогических мер по управлению изменениями в содержании деятельности школьных методических объединений по таким направлениям как профессиональная деятельность, инновационная деятельность, мониторинг, сопровождение образовательного процесса. Моделирование реальных результатов выпускников всем педагогическим коллективом и анализ собственной практики и современных подходов к понятию качества образования в проблемных группах, методических объединениях послужили разработке индивидуальных управленческих проектов: «Профессиональное развитие и саморазвитие педагогического коллектива», «Мониторинг развития образовательной системы», «Мониторинг достижений образовательных результатов», «Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса», «Развитие информационно-коммуникационной компетентности ученика и педагога школы», «Воспитание школьников». Они являются основой образовательной политики школы по достижению обновленных образовательных результатов.
В настоящее время в условиях реализации ФГОС администрацией и учителями школы ведется
работа по проектированию образовательного процесса, рабочих программ и образовательных программ внеурочной деятельности, обеспечивающих самостоятельную познавательную проектно- исследовательскую, конструкторско – изобретательскую деятельность учащихся.
Спроектированные программы разновозрастного студийно-клубного образования второй половины дня, прошли рецензию в Агинском и Забайкальском ИПК. 68% учащихся 1, 2 и 3 ступеней школы погружались в практико-ориентированную деятельность надпредметного содержания.
Программа адресована учащимся и родителям, учителям, администрации, учредителю и органам управления.
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №3» разработала основную образовательную программу основного общего образования (ст. 32. п. 6,7 Закона РФ «Об образовании»), которая предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития школьника подросткового возраста на основе миссии школы — формировании и развитии политехнической компетентности учащихся, воспитании креативных личностей с активной общественной позицией, способных к исследованию, изобретательству и творчеству, обладающих высокой культурой и духовностью.
Сроки реализации программы
ООП основного общего школьного образования составлена на 5 лет в соответствии с нормативным сроком реализации ООП и состоит из нескольких этапов:
Подготовительный этап (сентябрь 2012 — декабрь 2012), включающий диагностику готовности учащихся к обучению на второй ступени, ознакомление с особенностью организации деятельности в соответствии с ФГОС (проектно- исследовательская деятельность, нелинейное расписание на 2 ступени и т.д.)
Экспериментальный (январь 2013-декабрь 2016 года) состоит из двух подэтапов в соответствии с особенностями возрастного развития учащихся:
• первый подэтап — 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности;
• второй подэтап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через пробы себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий.
Практический этап (январь 2017- май 2017 г.) заключается в анализе достигнутых результатов ООП ООО, обобщении опыта на конкурсах, семинарах и т.д. анализа результатов публичных защит исследовательских, конструкторских, изобретательских проектов учащихся с привлечением общественности (конечного продукта обучения на 2 ступени).
1.1.2. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования
Программа основана на следующих принципах: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности и носит личностно- ориентированный характер.
Основным подходом в реализации ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, когда учитель создает условия для поиска и присвоения значимых для учащихся знаний и умений, способов и действий, умений самостоятельно конструировать, строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее субъектом в отличие от образовательной деятельности, при которой даются готовые знания.
Личностно- ориентированный подход остается также актуальным в свете ФГОС, который соответвует формуле М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому». Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
Следует отметить преемственность ООП ООО с ООП НОО, когда с одной стороны, обеспечивается преемственность ООП начального общего образования через качественную реализацию программы с опорой на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет, с другой стороны обеспечивается подготовка учащихся к обучению в старшей школе, к реализации к ООП среднего общего образования.
Основная образовательная программа ступени формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне возможностей переноса общих действий в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка,
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— обостренной восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т. е. моральным развитием личности.